ПЛАН ЗАНЯТИЙ ПО КУРСУ «ДИЗАЙНЕРСКОЕ КОНСТРУИРОВАНИЕ ОДЕЖДЫ»

Занятие 1.

Что мы должны знать прежде, чем начнем конструировать? (Исходная информация к конструированию одежды в системе дизайна)

Пояснение различия между профессиональным и любительским подходом к проектированию одежды. Система дизайна. Стратегии системного дизайна (как можно решать проектные задачи). Принципиальное отличие дизайна одежды от проектирования других предметов быта. Три характеристики конструкции: стиль, пластика, тектоника. Тектоника – что это? Важность тектоники для конструирования одежды или чем первичный чертеж отличается от окончательного. Форма, силуэт, пропорции, покрой. Виды кроя в современной одежде. Уровни связей одежды и человека. Взаимосвязь между размерами фигуры человека и формой одежды. Габитус – что это? Или чем фигура славянки отличает от фигуры немки, итальянки, гречанки. Базовые фигуры: типовая, пропорциональная, модная (фешен-фигура). Размерные типологии. Геометрический анализ фигуры (конструктивные пояса, антропометрические точки, размерные признаки). Основы модульного анализа моделей одежды . Принцип квадры или как прочитать конструкцию по фотографии или эскизу («промышленный шпионаж»). Конструктивные пояса изделия.

Занятие 2.

Учимся получать формы. Как можно получить конструкцию одежды или почему системы кроя так сильно отличаются? (обзор видов кроя и методов конструирования одежды)

Обор методов формообразования. Методы получения форм одежды и их конструкций. Виды кроя: прямоугольный, геометрический (геофорфоз), криволинейный несшитый, косой (диагональный крой), классический, биоморфоз, архитектурный, оригами-крой, 3D. Практическое изучение приемов формообразования великих мастеров: Моделирование юбки  с римской складкой (от John Galliano, 1998) и клина со складкой Диора. Конструктивный прием «обхода формы под прямым углом» — как можно облегчить процесс изготовления изделия.

Занятие 3.

О поясных и не только… (виды конструкций одежды и требования к ним)

Общие сведения о формообразовании из текстильных и трикотажных изделий. Нитка основы, нитка утка и косая – чем они отличаются и почему возникают дефекты одежды. Как задается расположение деталей на ткани при раскрое. Понятие топографической и геометрической поверхностей в форме. Конструктивные пояса в юбках и брюках. Какой пояс самый главный в конструкции поясных изделий и почему? Баланс изделия и балансовые длины. Детальный анализ конструкций юбки по основным линиям. Значение горизонтали в конструкции одежды. Типология длин юбки. Закон формообразования вытачки или почему, если раствор вытачки по талии больше 3 см, нужно конструировать две вытачки (принцип тектоники). Система прибавок, припусков и допусков. Как просто рассчитать прибавки на свободу облегания без таблиц и справочной литературы (таблица умножения для прибавок).  Практическое изучение приемов  введения модельных прибавок в базовую поверхность (учимся у мастеров кроя).

Занятие 4 и 5.

О конструировании плечевой одежды.

Как дизайнер должен понимать основу конструкций одежды. Конструктив (что НЕЛЬЗЯ изменить в чертеже детали одежды)  и модификатор (что МОЖНО изменить и получить новую форму или контур)? Чем принципиально отличаются конструкции накладной и распашной одежды. Практика: Построение основы конструкций плечевых изделий с подробным авторским анализом всех линий и точек в чертеже. Как влияет силуэт на организацию чертежа. Цель: снять «покров тайны» с процесса конструирования основы и объяснить организацию пластической формы на плоскости и в объеме. Правила проведения примерки.

Занятие 6.

О конструкции втачного рукава.

Связь конструкции втачного рукава с формой человеческой фигуры. Поясная связь поверхности руки и торса. Что мы видим, когда смотрим на рукав в готовом изделии (перекаты  и конструктивные пояса  рукава). Виды углублений проймы.. Анализ формы и конструкции проймы. Анализ формы и конструкции оката рукава. Как конструкция оката рукава связана с конструкцией проймы. Как проектируются силуэты рукава. Практика: построение рукава на закрытой пройме методом раскатки (с помощью кальки, быстро (10 минут) и без сложных расчетов – авторская разработка специально для дизайнеров одежды).

Занятие 7.

Конструктивное моделирование одежды.

Виды моделирования с использованием основ конструкций или базовых конструкций: анализ 4-х видов моделирования. Правила моделирования без изменения формы изделия. Моделирование новых силуэтов.  Моделирование новых покроев рукава. Виды покроев рукава. Корректировочное моделирование  на нетиповые фигуры.  Практика: моделирование реглана, рукава с ластовицей-полоса, рубашечного рукава.

Занятие 8.

Монтажное конструирование одежды – порождение 21 века.

Основы трехмерного формообразования в одежды.  Монтаж в конструировании одежды: что с чем можно соединить в поверхность одежды. Практики макетирования: обзор приемов Tomoko Nakamichi, Julian Roberts, Shingo Sato. Практика: авторские практики макетирования на примере реконструкции красного платья-картины Шиничиро Аракавы (1999 г) (очень сложная конструкция).

Занятие 9.

Скульптурное конструирование.

Основы скульптурного формообразования в одежде. Ретроспективный анализ конструкций  булевых форм Pierre Cardin (50-90 годы).  Приемы скульптурного конструирования Shingo Sato. Принципы геометризации форм.  Приемы  трехмерного полигонального моделирования. Принцип формирования многоугольника (полигона) Практика: Полигональное моделирование на примерах моделей одежды дизайн-студии Mashallah.

Занятие 10.

Архитектурный крой.

Архитектурный подход к конструированию одежды. Исторические истоки архитектурного кроя (принцип: всё новое – это хорошо забытое старое). Как создаются жесткие конструкции из мягких материалов. Главные модули одежды: треугольники, квадраты, круги, спиральные поверхности.  Сломы осей – перекошенный крой (принцип: дефект становится эффектом). Спиральный крой: использование спиралей в конструировании и моделировании одежды. Правильные многогранники (платоновы тела) с красивыми названиями «тетраэдр», «октаэдр» и т.п. Полуправильные  многогранники  (архимедовы тела)  загадочными названиями «додэкаэдр», «кубооктаэдр» и т.п. Как использовались  многогранные поверхности в создании модных коллекций одежды последних лет (обзор и анализ). Практика: конструирование объемных форм  одежды с использованием многогранников и сломов осей.

Занятие 11.

Оригами-крой.

Что такое оригами? Техники складывания бумаги. Применение принципов проектирования орнаментальных бумажных структур в формообразовании поверхностей из текстиля (одежды, предметов интерьера). Как использовали оригами John Galliano, Hannah Allijn, Rick Owens и другие. Практика: конструирование объемных форм и поверхностей одежды с использованием оригами.

Занятие 12.

Тема занятия на выбор группы.